Хотя человечество достигло значительных успехов в отправке роботизированных зондов для исследования далеких уголков Солнечной системы, инженеры продолжают сталкиваться с неожиданными проблемами

Хотя человечество достигло значительных успехов в отправке роботизированных зондов для исследования далеких уголков Солнечной системы, инженеры продолжают сталкиваться с неожиданными проблемами. Первый внеземной марсоход был запущен еще в 1970 году, но только сейчас, спустя более полувека, ученые наконец поняли, почему эти сложные аппараты так часто застревают в грунте других планет.

Как объясняет инженер-механик Дэн Негрут из Университета Висконсина-Мэдисона, ключевая ошибка заключалась в том, что при проектировании марсоходов учитывалось лишь влияние гравитации на сам аппарат, но не на поведение песка под его колесами.

"Наши результаты подчеркивают важность использования физического моделирования для анализа проходимости марсоходов по сыпучим грунтам", — говорит ученый.

Создание марсохода для работы в чуждой среде — гораздо более сложная задача, чем проектирование аппарата для Земли. Например, несколько миссий на Марс закончились неудачей из-за пылевых бурь, которые покрывали солнечные панели и лишали аппараты энергии. Гравитация — еще один критический фактор.

Обратите внимание: Учёные разработали революционную технологию для исследования египетских мумий.

Поскольку на Луне и Марсе она слабее земной, это влияет на взаимодействие марсохода с поверхностью.

Несмотря на все расчеты, марсоходы продолжали застревать, вынуждая команды на Земле искать способы их освобождения. В 2009 году марсоход NASA Spirit навсегда остался в ловушке мягкого грунта.

Чтобы разобраться в проблеме, Негрут и его коллеги использовали компьютерное моделирование на основе физического движка Project Chrono. Сравнение с реальными испытаниями на песчаных поверхностях выявило упущенную ранее деталь: песок ведет себя по-разному в условиях разной гравитации.

Лунная и марсианская пыль гораздо более рыхлая и подвижная, чем земная, что ухудшает сцепление колес и увеличивает риск застревания. Это открытие может стать ключом к созданию более надежных марсоходов для будущих миссий.

"Приятно осознавать, что наше исследование помогает решать реальные инженерные задачи. Для университетской лаборатории большая честь создавать программное обеспечение, которое использует NASA", — отметил Негрут.

Исследование опубликовано в Journal of Field Robotics.

10.08.2025 18 FacebookXVKontakteOdnoklassnikiTelegram Подпишитесь на нас:Вконтакте / Telegram / Дзен Новости

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Хотя человечество достигло значительных успехов в отправке роботизированных зондов для исследования далеких уголков Солнечной системы, инженеры продолжают сталкиваться с неожиданными проблемами.